Меню
  • Office Cave
  • Asian House
  • Asian House
  • Family house
  • Бульвар Фонтанов
  • Ресторан в Минске
  • Canada Nail Bar
  • Grey Apartment
  • Офис компании SUM
  • Boutique hotel
  • Mini Hotel
  • Echo House
title

Секретные материалы Сергея Махно. Керамика

Знакомство с керамикой

Я еще застал времена, когда мои бабушка с дедушкой использовали керамическую посуду. Приезжая летом к ним на каникулы (в село на Полтавщину), я пил молоко с «глечиков» и ел картошку с глиняных «мисок». В детстве, конечно, эти изделия меня мало интересовали, приятные ощущения от контакта с природным материалом я получал неосознанно, на уровне эмоций. Когда стал увлекаться дизайном, по-новому взглянул на маленькие шедевры украинского быта.

title
title

Я взрослел, и мир керамики меня все больше притягивал. Каждая поездка на Полтавщину превращалась в экспедицию – «искание» старинных керамических сокровищ. С тех пор я коллекционирую «глечики», «горщики», «макитры», «миски».

Вроде бы простое, незатейливое народное творчество, а сколько в этих орнаментах, цветах и формах внутренней энергии! Когда открыл архитектурную мастерскую, начал свозить керамические находки туда. Расставлял предметы на полках в кабинете, «переговорке» – чтобы радовали глаз и вдохновляли, конечно же.

title

Глина меня подкупила своей природностью. Еще больше я осознал уникальность керамических изделий, когда самостоятельно сделал посудину, прожил процесс её сотворения от начала до конца. Магия гончарного круга, выпекание в «горне» (земляной печи) – эти процессы очень трансцедентальны.

Когда слышишь треск керамики в печи, наблюдаешь за её рождением – не покидает ощущение, будто все поколения предков сопереживают этот момент вместе с тобой.

Меня вдохновляет трипольская культура. Кажется, это было так давно (да что там – в прошлой жизни!), но уже тогда мастера создавали уникальные керамические изделия, невероятных форм и объемов. Наследие этого удивительного пласта истории ученые расшифровывают до сих пор.

Декоративные орнаменты керамики – зеркало жизни людей тех времен. Благодаря старинным сосудам, мы можем посмотреть на Вселенную глазами трипольцев, увидеть религиозные символы и природные явления. Орнаменты также отражают повседневную жизнь, культ земли, растения, животных, что охраняли священный урожай.

title
Пойдите в музей. На несколько часов отключите телефон и погрузитесь в атмосферу старинной керамики. Это необходимо, чтобы понять свои корни, приблизиться к знаниям, зашифрованным в пластике и орнаментах далеких цивилизаций.
title

Пощупать и подержать в руках сокровища Триполья мне удалось на антикварном слете (периодически проходит в Киеве, загляните). Занятное действо. Отдаленно напоминает барахолку, только вот в роле продавцов – археологи, что приторговывают тысячелетними сосудами. Мне никогда не удавалось уйти оттуда с пустыми руками – всегда найдется вещица, достойная внимания. Помню, первый раз купил один интересный трипольский сосуд. Позже жена подарила мне еще три. Сейчас они украшают мой кабинет, удивляют гостей и вдохновляют меня.

title
title

Интерес к украинской керамики был настолько большой, что я начал изучать региональные школы.

Мои любимые центры керамики – это Косов и Пистынь в Ивано-Франковской области, Опошня на Полтавщине.

В одном из живописных уголков Украины, на Гуцульщине, возникло особое направление – изразцовые печи («мальовані печі»). Меня сложно удивить, но когда я увидел старинные фотографии гуцульских «хат», был поражен синтезом искусства и быта.Интерьеры очень декоративные, насыщенные орнаментами. И главное – эти «нарядные» многоярусные печи стояли в домах простых селян (!), выполняя утилитарные функции (служили для обогрева жилища, были теплым ложем и местом для приготовления пищи).

title
На изразцах, или «кахлях» можно найти все, что душе угодно – прочитать невероятные истории, открыть редкостные фольклорные образы. Каждая печь – это мини-музей с множеством картин на нем.

Изразцы можно рассматривать часами, а чтобы расшифровать их сюжеты, целой жизни мало. Даже если рисунок повторяется, то в новой интерпретации. Вместе они создают яркую феерию сплетений: растения, человеческие фигуры, звери, птицы превращаются в целостную композицию. На изразцах изображали как ежедневный быт, так и выдумки, мечтания. Фантазии могли перетекать в реальность, а реальность – в фантазии. Не обходилось без религиозного подтекста.

Каждый изразец – законченная картина, отдельный мир образов и персонажей. Это настоящий праздник узоров и красок.

Гуцульские мастера славились не только изразцами, но и невероятной красоты домашней утварью: горшками, кувшинами, мисками, чашками. Пару лет назад на антикварном слете я купил цветастую косовскую тарель. На ней даже была подпись мастера (что очень ценно, ведь большинство произведений гуцулов остаются анонимными).

title
title
title

Если отмотать время на пару столетий назад (к 17-19 ст.) и попросить людей рассказать о Полтавщине, то, скорее всего, услышим, что это богатый на гончарные цеха край. Филигранные работы местных жителей славились не только на нашей земле, но и за рубежом. Известные ремесленные центры тех времен – Опошня, Миргород, Глинск, Зиньков.

Я не преувеличу, если скажу, что Опошня была керамической столицей Украины. 18-19 ст. в селе работали более 1000 мастеров!

Когда я приехал в Опошню и зашёл в Музей гончарства, то едва мог вымолвить слово от эмоций. Я чувствовал гордость, что на моей полтавской земле создавали предметы такого высокого уровня мастерства и качества. Рассматривая фотографии гончарных ярмарок 18-19 ст., даже узнал на них свои макитры!

Опошнянские мэтры (Иван Билык, Василий Омельяненко, Михаил Китриш) влюбили меня в зооморфную скульптуру. Домой с Музея гончарства я тогда вернулся с трофеем – работой великого Омельяненка, купленной в музейном магазине. Всегда приятно вспоминать этот «первый кирпичик» в моей будущей коллекции. Теперь на всех блошиных рынках, слетах и ярмарках я ищу баранчиков, козликов, львов, медведей и других зверей, образы которых популярны в зооморфной керамике. За 5 лет у меня в офисе поселилось больше 70 чудо-зверей.

title
Произведения мастеров с Опошни путешествовали по разным странам.

Образцы старинной керамики сохранились во многих селах Полтавщины. В деревне, где жили бабушка с дедушкой, мне удалось найти экземпляры с уникальной росписью и эмалями, интересными техниками декорирования. Эта красивейшая украинская посуда со мной уже около 17 лет. Сначала она украшала мою старую квартиру, потом первую мастерскую и, наконец, перекочевала в новый офис.

title

Со времени первой поездки в Опошню прошло много времени. Я успел побывать в Японии, много для себя открыть и многому научиться. Пообщавшись с мастерами Страны Восходящего Солнца, я познал тонкости производственного процесса керамики, научился лучше ладить с материалом.

Сейчас использую керамику в предметном дизайне. В студии мы разработали коллекции светильников, посуды, плитки, настенных панелей.

title
Когда в твоих руках начинает появляться пиала или ваза, ты должен быть полностью сконцентрирован на ней, иначе ничего не получится.
title
title

За многие годы керамика стала неотъемлемой частью как моей работы, так и меня самого.

Когда меня спрашивают, что из уже созданного «самое любимое», очень трудно ответить. Каждый предмет – это твоя эмоция, запечатленная в глине, некое состояние, в котором ты жил тогда.

Многое связывает меня со светильником «Бубенцы».Идея пришла спонтанно. Помню, был в музее и увидел на вышиванке необычные пуговицы. Понравилась аутентичная форма. Через некоторое время на антикварной барахолке, среди гор монеток-крестиков-амулетов, снова встретил бубенчики. Воспринял как знак. К тому же, продавцы долго рассказывали историю предмета (раньше бубенчики использовали в украшениях). Домой я ехал с купленными бубенцами, рисуя в машине эскиз будущего светильника. На следующий день мы с керамистом запустили проект.

title

Мое увлечение керамикой переросло в целую галерею – «Sergey Makhno Gallery» (ред. пространство, в котором «живут идеи» открыли в феврале 2016 г). Но я знаю, что это только начало большого пути. Впереди ждут новые керамические открытия!

title
title
закрыть
9 a b c d e f g h i j k l m n o p r s t u v w y z а б в г д ж и к л м н о п р с ф ч э я