Меню
  • Asian House
  • Asian House
  • Family house
  • Бульвар Фонтанов
  • Ресторан в Минске
  • Canada Nail Bar
  • Grey Apartment
  • Офис компании SUM
  • Boutique hotel
  • Mini Hotel
  • Echo House
  • Rose House
title

На ты с Ле Корбюзье

Когда речь заходит о Ле Корбюзье, в памяти всплывают 5 принципов и железобетон. Сегодня мы вспомним индийский город солнца, План Вуазен, пуризм и другие факты из жизни архитектора, чтобы вы могли поддержать разговор и не опускать глаза, ковыряя вилкой в салате.

Ле Корбюзье – это псевдоним

Зовут архитектора Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. Он родился в городе Ла-Шо-де-Фон, одной из швейцарских столиц по производству часов. В школе учился декоративно-прикладному искусству и уже в 17 спроектировал первое здание – виллу для гравера.

title

Дом-Ино и принцип пяти

Дом-Ино – Значимый шаг в архитектуре, сделанный в 1924 году. Это первый проект дома каркасного типа для массового строительства. Без стен, без комнат, только скелет.

Коробчатая конструкция состоит из двух этажей, платформы которых опираются на тонкие колонны.

title
title

Проект послужил прообразом пяти отправных точек архитектуры – портрету идеальных зданий по Ле Корбюзье, где дома стоят на столбах, стены мигрируют по пространству, а этажи отличаются планированием. Фасад выступает вперед от несущей конструкции. Появляются ленточные окна и сады-террасы на крышах.

Иллюстрируют принципы вилла Ла Рош (Villa La Roche) и вилла Савой (Villa Savoye).

title
title

Жена и любовница

"Архитектура – это моя жена, а живопись – любовница", – повторял Ле Корбюзье. Рисунок был для него способом видеть зарождение вещей. Как они развиваются, растут, испытывают метаморфозы, расцветают, цветут, умирают.

title
title

Также архитектор страстно писал. Его наследие – около 40 книг и сотни статей, которые приравнивают к архитектурной Библии.

В 1920 году Ле Корбюзье создал провокационный авангардистский журнал "Новый дух" (L`Esprit Nouveau), в котором критиковал архитектуру, не отвечающую требованиям времени. В издании публиковались его тексты, что послужили основой сборника "К архитектуре".

title
title
Фрагменты иллюстрированной биографии Ле Корбюзье французкого художника Винсента Маэ (Vincent Mahe). Журнал "Telerama", 2015 год

Пуризм

title

Вместе с художником Амеде Озанфаом Корбюзье утверждал в художественном мире пуризм – интеллектуальное искусство, что исключает случайность и говорит с помощью четкой геометрии форм.

Украшения архитектор воспринимал как нечто поверхностное. То, что занимает место. Пуризм – это лаконичная действительность, очищенная от кожуры украшений и декоративности.

title

План Вуазен

title

Нереализованный план по модернизации Парижа. Корбюзье рассматривает город как концентрацию хаоса, фрагментированное неупорядоченное пространство. Он предлагает снести 240 гектаров и разбить чистую зону на квадраты с парками, автомобильными трассами и стоянками. Центр каждого квартала должен был обозначить 50-этажный небоскреб.

Концепция "ребрендинга" провалилась. Слишком дорого, слишком по-новому для тогдашних парижских умов. Консерваторы раскритиковали Корбюзье за попытку уничтожить прошлое и неуважение к традициям.

title
Пространство, свет и порядок. Вот те вещи, в которых люди нуждаются так же сильно, как они нуждаются в куске хлеба или ночлеге.
title

Индийский город солнца

title

Наиболее масштабный проект архитектора – Чандигарх, столица индийского штата Пенджаб. Он создал город с нуля: от сетки жилых кварталов и абрисов модернистский зданий – до мебели, которой наполняли новорожденные дома.

title
title
Материалами для строительства города послужили небо, пространство, воздух, сталь и бетон. Их значимость соответствует порядку перечисления.

Чандигарх – синтез восточного и западного мышления.

Камнем преткновения при проектировании стал климат – сухая жара здесь чередуется с мусонными дождями, что могут смыть целое поселение. Поэтому большинство зданий закрытые, но с плоскими крышами-террасами. Часто в них присутствует фирменный знак Корбюзье – солнцерезы (brise-soleil). Это придуманные архитектором кирпичные и бетонные выступы на наружных стенах. Летом они охлаждают поверхность собственной тенью, а в зимнее время не лишают постройку солнечного тепла.

title
title

Брутализм и Пит Мондриан

Марсельский блок – город внутри города. Жилой дом на 337 квартир пространственно и функционально оптимизирован под обитателей.

Жилое пространство разделено на несколько уровней, соединенных воздушными улицами. Внутри здания размещены магазины, медицинские учреждения и гостиница. Крыша отведена под общественное пространство с садом, бассейном и спортзалом. Через послевоенную нехватку жилья некоторые пространства слишком маленькие.

title

В постройке Корбюзье применил технику необработанного бетона (beton brut), что стала отправной точкой для нового архитектурного направления – брутализма.

Чтобы смягчить экстерьер 12-этажного здания, стены лоджий раскрасили. Издали здание напоминает картину другого модерниста – Пита Мондриана.

title

Капелла в Роншане и пластичность форм

Конструкция одолжила форму у морской раковины и, не смотря на внешнюю пластичность, сохраняет защищенность. Скругленные объемы скрылись под тяжелой изогнутой крышей, а оконные проемы порезали фасад в хаотичном порядке, образуя необычную игру света внутри.

На фоне других строгих зданий капелла Notre Dame du Haut выглядит мячом, брошенным в корзинку с кубиками. Она другая. Ле Корбюзье в ней другой. Это переход архитектора от функционального модернизма к пластике.

title

Материализованная пустота монастыря Ля Туретт

title

Прямоугольник из грубого серого бетона с традиционным двором-клуатром внутри.

Аскетичный монастырь располагается на холме, и солнечные лучи свободно наполняют интерьер сквозь бетонные отверстия. Не смотря на то, что архитектор пытался максимально взаимодействовать со светом, монахи утверждают, что в монастыре есть места, куда солнце попадает только раз в году.

title
После строительства крышу здания вымостили тонким слоем земли. Остальное сделали птицы и ветер. ​
title
title
Ле Корбюзье – законодатель архитектурной моды, что ввел свободную планировку и заставил здания снять шляпы и носить крыши-террасы. Его архитектура говорит смело, экспериментально, живо. Она лишена канцеляритов из прошлых эпох, представляя идеальную сумму инновации и простоты.
Теги:
    закрыть
    9 a b c d e f g h i j k l m n o p r s t u v w y z а б в г д ж и к л м н о п р с ф ч э я