Меню
  • Шоурум Dornbracht
  • Blue Bell
  • Отель на воде
  • Kвартира Умань
  • Гнездо
  • Ресторан White Fish
  • Ресторан Yoshi Fujiwara
  • Черный бар
  • Феншуй квартира
  • Санта-Мария
  • Этно-ресторация Козачок
  • CoffeeDoor: кофейня для своих
title

Новое слово: раку

В рубрике "Красота простоты" мы исследуем прекрасное в разных формах. Дома, интерьеры, предметы и людей, которые за ними стоят. Сегодня наш словесный объектив сфокусировался на керамике раку. Расскажем, что это, кто это и с кем это.

title

Наслаждение. Так переводится иероглиф "раку", и в голове автоматично возникает вопрос "а причем здесь керамика?". Говорят, чувство наслаждения наполняет человека при взаимодействии с чашами, блюдами и пиалами, изготовленными в старинной технике. Есть какая-то магия в предметах раку. Они как стих, который хорошо знаешь, но повторяя его, лишь усиливаешь внутреннее восхищение.

title

История раку началась в XVII веке. Пока Европа переживала восторженный обморок от тончайшего фарфора, Восток был её противоположностью. На столах в японском доме стояли массивные, политые густой глазурью чаши и блюдца для чайной церемонии.

В керамике раку встречаются прошлое, настоящее и будущее.
title

Родина керамической техники, Япония, ценит сдержанную красоту, подлинность и мимолетные настроения. То, что мы видим сердцем, а не глазами.

Основателем школы раку считают керамиста Танака Тёдзиро. Мастер отказался от гончарного круга начал формировать изделия руками, познавая новые качества и возможности материала. Его двухцветный лев, черные раку-чашки "Omokage" и "Mukiguri" принадлежат к национальному культурному наследию Японии.

title
Рукотворные раку – квинтэссенция простых несовершенных форм и природных неровностей. Это изделия, прекрасные в своей дефектности.
title

Поскольку предназначалась керамика в основном для чайной церемонии, самыми популярными из раку до сих пор остаются чашки "тяван". Их толстые стенки долго сохраняют напиток горячим, не давая обжечься, а пористая фактура приятна на ощупь.

title

Человек + глина + печь с температурой до 800-1000 С. Где-то так выглядит уравнение по получению керамики раку. Перед основным обжигом объекты предварительно помещают в печь, чтобы глина затвердела и можно было покрыть её специальными глазурями. Благодаря второму обжигу изделия мягко оплавляются по краям и покрываются паутинками трещинок. Это придает особую красоту и эстетичность.


title

В отличие от обычного гончарного обжига, где изделия неспешно остывают в печи, раку извлекают щипцами с пылу с жару. После этого наступает стадия эндшпиля, и керамика восстанавливается. Изделия погружают в контейнер со стружкой или соломой и закрывают крышку. Оказавшись без воздуха, глазури приобретают блеск и оживают в новых оттеночных палитрах.

Если на чаше остались следы рук мастера, это не воспринимается как дефект. Для Раку – это естественно и поэтому прекрасно.

title
Керамика раку завораживает глубиной цвета, оттенками. непредсказуемым поведением рисунка и глазури.
title
title

Каждый предмет раку – это шторм, стихия чувств и ощущений керамиста. Это отражается в многоязычии керамики, скрытых контекстах, значениях. Объект совмещает творческую мысль и прикладную функцию.

title

Если отбросить субъективное "это красиво", главными чертами раку будут спонтанность и рефлекторность.
Предметы раку, как люди. С родимыми пятнами, шрамами и ожогами. Именно загадочная, укутанная тонким флером мистичности самобытность вызывает интерес творить раку, наполнять дом предметами раку и созерцать медитативную красоту керамических шедевров, где невозможно создать керамических близнецов, даже намеренно делая идентичные чаши.

title
title
На секунду пальцы останавливались в небольших вмятинах чаши, после чего дальше скользили по поверхности. Шершавой, немного потертой от прикосновений времени.
title
title

Европейское раку отождествляют с Бернардом Личем. В начале XX века керамист привез технику в родную Британию и сотворил гармонию линий восточной керамики с европейскими глазурями и ангобами. О сущности раку и керамики в целом Лич рассказывает в своей "Книге керамиста".

title

Знаменитость в семье раку – чашка "Фудзи-сан" Хонами Коэцу. Это японский да Винчи. Ремесленник, каллиграф, художник, издатель и создатель Noh масок в одном лице. Свою чашку он назвал в честь священной горы Фудзи. Предмет воплощает неповторимость мгновения и естественность подобную утреннему лугу, который еще досматривает последний сон под мягким одеялом тумана.

title
title

Керамика раку не открывается сразу, её нужно осмыслить, почувствовать, прожить. Это вещи, что учат видеть большое в малом, наслаждаясь живой подлинной красотой, застывшей в глине.


Раку – это когда вселенная в одной чашке

title
Теги:
    закрыть
    9 a b c d e f g h i j k l m n o p r s t u v w y z а б в г д ж и к л м н о п р с ф ч э я